Антикоррупционная линия 8 (8662) 42 - 65 - 57

faceb inst

Часто задаваемые вопросы

Как благоустроить свой двор за счет государства? Рассказывает Андрей Чибис, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Как экономить на ЖКХ? Рассказывает Андрей Чибис, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Куда звонить, если есть вопросы к ЖКХ? Предположим, у вас сломался лифт в подъезде. А может, снег не чистят во дворе. Сразу записываться на прием к губернатору или есть решение попроще.
ЖКХ: за что мы платим? Рассказывает Андрей Чибис, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен срок действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
В соответствии с ч.4 ст.192 ЖК РФ лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам Срок действия лицензии, предусмотренный ч. 4 ст. 192 применяется к ранее выданным лицензиям и исчисляется с 11.01.2018.
С какого периода возникает обязанность у собственника помещения по внесению платы за жилое помещение?
В соответствии с ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ. При этом у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента такой передачи (п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Порядок перерасчета размера платы за жилое помещение
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Так для собственника жилого помещения плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утверждён минимальный перечень работ и услуг, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: а) в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме; б) в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией; в) в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива, - в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; г) в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме - в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 164 ЖК РФ; д) в решении застройщика - в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, если застройщик непосредственно управляет многоквартирным домом (п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме). Законодательством определено, что размер платы за содержание жилого помещения должен быть соразмерен перечню, объёмам работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества с учётом особенностей и характеристик конкретного многоквартирного дома. При этом в случае несоблюдения периодичности выполнения работ или выполнения их с ненадлежащим качеством у потребителей возникает право на перерасчет размера платы за содержание жилого помещения, установленный Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491). Отметим, что положения Правил № 491 не распространяются на отношения, возникающие в связи с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества членами ТСЖ (п. 2 Правил № 491). В соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, подписывает председатель Совета многоквартирного дома. Обращаем внимание, что председатель Совета дома может подписывать вышеуказанные акты лишь на основании доверенностей (с учетом сроков их действия) или протокола общего собрания собственников помещений, в пределах полномочий, выданных собственниками помещений. Приказом Минстроя Российской Федерации от 26.10.2015 № 761/пр утверждена только форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Формы иных актов - акта о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; акта о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (далее – Акты) на законодательном уровне не утверждены, вместе с тем установлены требования к таким актам. Такие Акты составляются в свободной форме в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354). Процедура составления Актов детально описана в разделе 10 Правил № 354. При этом собственники помещений в многоквартирном доме могут решением общего собрания утвердить формы таких Актов. Составление таких Актов является основанием для перерасчета жителям платы за содержание жилого помещения. Для перерасчета необходимо действовать в следующем порядке. 1. Потребитель – собственник помещения обращается в управляющую (обслуживающую) организацию с письменным или устным заявлением в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения. Наниматели жилых помещений могут обращаться с таким заявлением как к наймодателю, так и в управляющую (обслуживающую) организацию. При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере (п. 7, 8 Правил № 491). В случае поступления заявления в письменной или устной форме, управляющая организация обязана в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере (п. 9 Правил № 491). 2. Управляющая (обслуживающая) организация проводит проверку по факту, изложенному в обращении, составляет Акт и принимает одно из следующих решений: 2.1. Производит потребителю перерасчет; 2.2. Отказывает в осуществлении перерасчета с указанием причин отказа. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле, указанной в п. 10 Правил № 491: µP=(Py:Hm) x nd, где: µP - размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей); Py - стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей); Hm - количество календарных дней в месяце; Nd - количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Решение об отказе в перерасчете может быть принято управляющей (обслуживающей) организацией в случаях: - пропуска шестимесячного срока, установленного для обращения с подобными заявлениями; - не установления факта не предоставления услуги либо предоставления ее ненадлежащего качества; - если перерыв или прекращение подачи услуги были связаны с устранением угрозы жизни или здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. В случае несогласия с отказом управляющей (обслуживающей) организации в осуществлении перерасчета при наличии оснований потребитель вправе оспорить его в судебном порядке. 3. Размер перерасчета учитывается в квитанции(ях) на оплату за жилищно-коммунальные услуги (п. 36 Приложения № 2 к Приказу Минстроя России от 29.12.2014 № 924/пр) в месяце, следующем за месяцем расчета размера перерасчета (в связи с неурегулированностью данного вопроса в Правилах № 491, такой порядок принимается по аналогии с пп. «б» п. 97 Правил № 354).
Как изменить способ формирования фонда капитального ремонта?
Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Вступление принятого собственниками помещений решения в силу зависит от первоначального способа формирования фонда капитального ремонта: - при принятии собственниками помещений решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и переходе к формированию фонда капремонта у регионального оператора: собственники помещений в течение пяти рабочих дней направляют решение общего собрания владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт; решение вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания; владелец специального счета в течение пяти дней после вступления в силу решения общего собрания обязан перечислить средства фонда капитального ремонта на счет регионального оператора. - при принятии собственниками помещений решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта у регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете: собственники помещений в течение пяти рабочих дней направляют решение общего собрания региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы; решение вступает в силу через три месяца после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений; после вступления решения в силу региональный оператор в пятидневный срок перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет. Условием при изменении способа формирования фонда капитального ремонта является полная выплата кредита (займа), если такой кредит был предоставлен для капитального ремонта под средства фонда капитального ремонта на специальном счете, или полное погашение задолженности перед региональным оператором по выполненному капитальному ремонту.
О лицах, ответственных за размещение в платежном документе сведений по оплате коммунальных услуг
В связи с поступлением в Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору обращений граждан, содержащих жалобы на действия управляющих организаций, в части неуказания в выставляемых платежных документах сведений о показаниях общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, об объемах потребления коммунальных услуг, следует отметить следующее. 1. В соответствии с п. 69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) исполнителем в платежном документе в том числе должны указываться: - общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в МКД за расчетный период; - показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса; - суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; - объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). 2. Согласно пп. «д» п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124), одним из условий договора на поставку коммунальных ресурсов являются: - обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным. 3. В соответствии с понятиями, данными Правилами № 354 и Правилами № 124, «исполнитель»: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг. 4. В соответствии с пп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416) организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, ответственны за организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и коммунальные услуги, в том числе: - начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; - оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что обязанность обеспечить указание в платежных документах сведений об объемах потребленных коммунальных услуг (коммунальных ресурсов) и о показаниях общедомовых приборов учета находится в прямой зависимости от наличия у субъекта статуса «исполнителя коммунальных услуг» и совокупности соответствующих обязанностей: - предоставить соответствующую услугу; - организовать своевременное снятие показаний приборов учета и передачу соответствующих сведений ресурсоснабжающей организации; - организовать осуществление расчетов за предоставленную услугу. Таким образом, в случае если организация, ответственная за содержание общего имущества, в соответствии со ст. 161, 162 ЖК РФ является лицом, ответственным за предоставление коммунальных услуг потребителям, то такая организация является исполнителем и соответственно лицом, ответственным за снятие и передачу показаний ОДПУ, за организацию расчетов, за подготовку платежных документов (самостоятельно или с привлечением платежного агента), за указание в платежных документах сведений, предусмотренных п. 69 Правил № 354. В случае если при реализуемом способе управления домом – управление управляющей организацией, ТСЖ (ТСН, ЖК) собственниками помещений принято решение в порядке ч. 6.3, ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Учитывая, что исполнителем коммунальной услуги в таком случае является организация, ответственная за содержание общего имущества, то и лицом, ответственным за организацию расчетов (самостоятельно либо с привлечением платежного агента), за указание сведений, предусмотренных п. 69 Правил № 354, является организация, осуществляющая управление МКД. В случае если при реализуемом способе управления домом – управление управляющей организацией, ТСЖ (ТСН, ЖК) в рамках ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией сложились прямые договорные отношения, то организация, осуществляющая управление домом, не является исполнителем коммунальной услуги, а потому не отвечает за организацию расчетов за коммунальные услуги и за указание в платежных документах сведений, предусмотренных п. 69 Правил № 354 (в том числе: об общем объеме каждого вида коммунальных ресурсов, потребленных при содержании общего имущества). При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме организация, ответственная за содержание и ремонт общего имущества, не является исполнителем коммунальных услуг. Лицами, ответственными за указание в платежных документах сведений, предусмотренных п. 69 Правил № 354, являются ресурсоснабжающие организации (самостоятельно либо с привлечением платежного агента).
Кем осуществляется проверка финансовой деятельности управляющих организаций (ТСЖ, ТСН, ЖСК, управляющая организация)?
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью жилищных (жилищно-строительных) кооперативов осуществляет ревизионная комиссия (ревизор) жилищных (жилищно-строительных) кооперативов; за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества собственников жилья – ревизионная комиссия (ревизор) ТСЖ. Кроме того, для проведения независимой аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСН, ЖСК, ТСЖ их члены вправе привлечь независимую аудиторскую организацию. Осуществление контроля за исполнением управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом возложено на собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе отнесено к компетенции совета многоквартирного дома (п. 1, 3-7 ч. 5 ст. 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в случае необходимости могут инициировать проведение общего собрания с предложением о внесении изменений в договор управления многоквартирным домом (в части определения порядка осуществления контроля за деятельностью управляющей организации, утверждения формы отчета, включающего в себя информацию об израсходованных денежных средствах собственников помещений в многоквартирном доме).
Порядок составления акта обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального (квартирного) прибора учета коммунального ресурса
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были до 1 июля 2012 г. обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), при отсутствии ИПУ коммунального ресурса и в случае наличия обязанности его установки, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента. При этом повышающий коэффициент не применяется согласно формулам 4.1 и 23.1. Приложения № 2 к Правилам № 354, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт. Таким образом, на собственника жилого помещения действующим законодательством не только возложена обязанность установить ИПУ коммунальных ресурсов, но и, в соответствии с пп. к. 3 п. 33 Правил № 354, предоставлено право требовать от исполнителя коммунальной услуги составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В настоящее время критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627 (далее – Приказ № 627). Непосредственно техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в помещении имеется, если в ходе обследования технической возможности его установки не будут выявлены обстоятельства, перечисленные в п. 2 и 3 Приказа № 627. Результатом обследования является акт. Для составления указанного акта потребителю коммунальных услуг необходимо письменно обратиться к исполнителю коммунальной услуги (управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или ресурсоснабжающей организации, в случае если она является исполнителем коммунальной услуги) с заявлением о составлении указанного акта. Вместе с тем ни Правилами № 354, ни Приказом № 627 не оговорены сроки составления акта обследования. На основании обращения собственника исполнителем коммунальной услуги должно быть инициировано составление акта наличия (отсутствия) технической возможности. При составлении акта могут присутствовать иные лица, в том числе лицо, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, члены совета многоквартирного дома. Вместе с тем действующим законодательством порядок привлечения указанных лиц для участия в составлении акта наличия (отсутствия) технической возможности не определен. Отсутствие технической возможности установки прибора учета в помещении должно быть отражено в акте в случае выявления хотя бы одного из указанных обстоятельств: - установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам дома (помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); - при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и техническом регулировании; - в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены. Если в ходе обследования технической возможности установки приборов учета будет установлено отсутствие указанных обстоятельств, значит, соответствующая возможность имеется.
Привлечение собственников жилых помещений к административной ответственности за переустройство / перепланировку, выполняемые с нарушением действующего законодательства
Собственник жилого помещения в многоквартирном доме за нарушение правил пользования жилыми помещениями - самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах может быть привлечен к административной ответственности по ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. При этом перепланировка жилых помещений может в себя включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Перепланировка квартиры (комнаты), ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, действующим законодательством не допускаются. Также не допускается перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения должны проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. За самовольные переустройство и (или) перепланировку жилого помещения законодательством установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей. Кроме того, собственник жилого помещения также будет обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, установленном органом, осуществляющим согласование. В случае если собственник помещения не произведет необходимый ремонт, то суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения (ст. 293 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На какой срок предоставляется лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами?
Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
Какие документы необходимо подать соискателю лицензии для получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами?
Согласно Положению о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, соискатель лицензии представляет следующие документы: - заявление о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; - копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц); - копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии (лицевую и оборотную стороны бланка квалификационного аттестата); - копию приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии.
Если управляющая организация уже осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории определенного субъекта Российской Федерации и ей уже предоставлена такая лицензия, обязана ли управляющая организация, планирующая управлять многоквартирными домами на территории другого субъекта Российской Федерации, получить лицензию на территории этого субъекта Российской Федерации?
Да, обязана: лицензия действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации которого она выдана. Данная лицензия не подлежит передаче третьим лицам (часть 4 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Необходимо ли наличие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ТСЖ, ТСН, ЖСК и иным специализированным потребительским кооперативам?
Согласно части 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам получение указанной лицензии не требуется.
Допустимые перерывы предоставления коммунальных услуг?
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354). 1. Так, продолжительность перерыва подачи холодной воды не может превышать 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно. При аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения расчетное время ликвидации аварии установлено в п. 11.4 (таблица 25) Свода правил СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84. Допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в п. 7.4 Свода правил. 2. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд. Продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 № 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09). Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. 3. Допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии). 4. При наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания допустимая продолжительность перерыва электроснабжения - 2 часа; 24 часа - при наличии 1 источника питания. 5. Продолжительность перерыва газоснабжения составляет не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца. 6. Перерывы в отоплении возможны не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 приложения № 1 Правил № 354; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С. 7. Допустимое отклонение сроков вывоза твердых бытовых отходов: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С. Нарушение сроков допустимой продолжительности перерывов предоставления коммунальных услуг установленных в приложении № 1 к Правилам № 354 влечет риск привлечения исполнителя коммунальных услуг к административной ответственности.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений. Таким образом, для реализации права потребителя на перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг необходимы два условия: 1. Отсутствие потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд; 2. Отсутствие в жилом помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в связи с отсутствием технической возможности. Перерасчет размера платы не производится, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем обязанности по устранению его неисправности, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению. Не подлежит перерасчету размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться: копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов; справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении; проездные билеты, оформленные на имя потребителя, а также иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении. Данный перечень не является закрытым, поэтому исполнителю коммунальных услуг могут быть представлены любые документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении. Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов. В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства в следующих случаях: если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем; если после возвращения потребителя в ходе проведенной проверки исполнителем был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия потребителя. Не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете платы за коммунальные услуги пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (тяжелая болезнь или др. обстоятельства). Указанное следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее – Пленум Верховного суда РФ № 22). Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются: в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе. Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов. Согласно пункту 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в Приложении № 1 к Правилам № 354. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги (п. 99 Правил № 354). Пунктом 100 Правил № 354 установлено, что объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается: исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги - для жилых помещений; исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и расчетной величины потребления коммунальной услуги- для нежилых помещений. Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за не предоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель устно или письменно уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, о чем сотрудником аварийно-диспетчерской службы делается отметка в журнале регистрации. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Время проведения проверки в указанных случаях назначается не позднее 2-х часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в составленном по результатам проверки акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. В случае не подтверждения факта нарушения качества коммунальной услуги в акте проверки делается об этом отметка. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Однако, если в результате проведения указанной экспертизы установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель возмещает исполнителю расходы на ее проведение (п. 110 Правил № 354). В случае не проведения исполнителем проверки в вышеуказанный срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом. В соответствии с пп. «а» п. 111 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов; б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы; в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения. Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным: а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 Правил № 354 в журнале регистрации таких фактов; б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества; в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с Правилами № 354; г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения. После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме (п. 113 Правил № 354). Пленум Верховного Суда РФ № 22 в пункте 22 указал, что при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта). Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Предусмотрена ли плата за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами?
В соответствии с подпунктом 134 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за предоставление государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами взимается государственная пошлина: - 30 000 рублей – за предоставление лицензии соискателю лицензии; - 5 000 рублей – за переоформление лицензии, предоставление дубликата лицензии в случае его порчи либо утери.
По каким основаниям можно аннулировать лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленную управляющей организации?
Согласно положениям статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензия может быть аннулирована только по решению суда. Принятие решения о подаче заявления об аннулировании лицензии в суд относится к полномочиям лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд. Частью 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного частью 7 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Какими требованиями должен обладать претендент для допуска к квалификационному экзамену? Требуется ли специальное обучение для сдачи квалификационного экзамена?
Квалификационный экзамен может сдать любое физическое лицо, сведения о котором не содержатся в реестре дисквалифицированных лиц. Это установлено приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.12.2014 № 789/пр «Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения результатов квалификационного экзамена, Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, формы квалификационного аттестата, перечня вопросов, предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110». Законодательством Российской Федерации обязательное обучение перед сдачей квалификационного экзамена не предусмотрено.
Какой орган государственной власти оформляет и выдает квалификационный аттестат?
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.12.2014 № 789/пр, квалификационный аттестат выдается органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации. Квалификационный аттестат выдается на основании заявления лица, сдавшего квалификационный экзамен. Заявление о выдаче квалификационного аттестата подается в Государственный комитет КБР по энергетике, тарифам и жилищному надзору. Заявление подается лицом, сдавшим квалификационный экзамен, лично или его представителем на основании доверенности, заверенной в установленном порядке. К заявлению должно быть приложено уведомление лицензионной комиссии о результатах квалификационного экзамена лица, сдавшего квалификационный экзамен, подтверждающее успешную сдачу квалификационного экзамена.
Предусмотрена ли плата за прием квалификационного экзамена?
За прием квалификационного экзамена плата с претендента не взимается (часть 4 статьи 202 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.12.2014 № 789/пр).
Как производится начисление платы за коммунальные услуги, если потребителем не передавались показания прибора учета?
Пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами № 354, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Порядок ввода в коммерческий учет индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирном доме
Порядок ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (ИПУ) коммунальных ресурсов установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354). Согласно п. 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием ИПУ. К использованию допускаются ИПУ утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии ИПУ утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Согласно п. 81 Правил № 354 оснащение жилого помещения ИПУ, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного ИПУ в эксплуатацию осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого помещения, поданной исполнителю. Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода ИПУ в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного ИПУ (п. 81(1) Правил № 354). При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки. Согласно п. 81(2) Правил № 354, в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода ИПУ в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных п. 81(1) Правил № 354, ИПУ считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным п. 81 Правил № 354. Установленный ИПУ должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Какой срок действия квалификационного аттестата?
Квалификационный аттестат выдается на пять лет (часть 6 статьи 202 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Квалификационный аттестат действует на всей территории Российской Федерации?
Статьей 202 Жилищного кодекса Российской Федерации каких-либо ограничений по действию квалификационного аттестата на территории того субъекта, где он выдан, не установлено.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом и заключили с ней договор управления многоквартирным домом. Какие обязанности возникают у управляющей организации?
Частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. При заключении договора управления многоквартирным домом лицензиат обязан в течение трех рабочих дней разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» информация, указанная в статье 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 Жилищного кодекса, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса). Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 938/пр.
В каких случаях исполнитель коммунальных услуг имеет право отключить электроснабжение, и в каком порядке?
В соответствии с требованиями п. 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354(далее – Правила № 354) исполнитель (ресурсоснабжающая организация, управляющая компания, товарищество собственников жилья и т.д.) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется электроснабжение; б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения; г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения; д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа. В соответствии с требованиями п. 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги электроэнергии, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами; б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя. В соответствии с требованиями п. 119 если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги; в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление коммунальной услуги.
Расширения для Joomla


Рабочие часы

Понедельник с 9:00 - до 18:00
Вторник с 9:00 - до 18:00
Среда с 9:00 - до 18:00
Четверг с 9:00 - до 18:00
Пятница с 9:00 - до 18:00
Суббота Выходной день
Воскресенье Выходной день

Адрес: КБР, г.Нальчик
ул. Горького, 4
360051
Телефон:8 (8662) 40-93-82,
Факс:8 (8662) 40-83-18,
Электронная почта: gket@kbr.ru
Вы можете отправить нам письмо:
Обратная связь

Государственный комитет
Кабардино - балкарской республики
по энергетике, тарифам и жилищному надзору
Яндекс.Метрика