Горячая линия 8 (8662) 42 - 60 - 47;   Антикоррупционная линия 8 (8662) 42 - 65 - 57

faceb inst

Новости

Стимулирование энергосбережения

Многолетний опыт реализации энергосберегающей политики во многих странах мира свидетельствует о необходимости выработки согласованных и последовательных стимулирующих мер для обеспечения реальных энергосберегающих эффектов. Сами по себе экономические выгоды, получаемые в результате энергосберегающих мероприятий и проектов, очевидные в обоснованиях, оказываются часто недостаточно сильным аргументом в их пользу. Это объясняется рядом причин:

не все потребители имеют свободные средства, чтобы полностью оплатить приобретение энергоэффективного оборудования и услуги по энергосбережению, даже потенциально быстро окупаемых проектов;

потребители склонны к ограничению инвестиций в настоящем, несмотря на более высокие расходы в будущем;

счета за энергопотребление оплачиваются из собственных средств предприятия, а в качестве инвестиций чаще всего используют заемные средства (решения о займах всегда принимаются трудно).

Для осуществления реального энергосбережения необходимы весомые дополнительные стимулы, в качестве которых может применяться целый комплекс мер информационного, финансово-экономического и нормативно-правового характера.

При всей схожести стимулирующих мер их точная направленность на свою группу влияния обеспечивает успех воздействия. Очевидно, что меры, стимулирующие персонал предприятий, малопригодны для стимулирования населения.

Стимулирование рационального энергопотребления должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

стимулирующие меры должны быть адресными, учитывать специфику различных групп объектов энергетики;

стимулирующие воздействия для каждой группы должны быть комплексными, сочетать финансово-экономические, нормативно-правовые и информационные стимулы;

воздействие стимулирующих мер должно иметь двухстороннюю направленность типа «поощрение–наказание». Поощрения заслуживает энергосберегающее поведение, а наказания – энергорасточительное;

реализация стимулирующих мер должна осуществляться последовательно во времени с применением всего спектра воздействующих факторов.

Нормативно-правовое стимулирование само по себе прямого воздействия на энергопотребление или энергосбережение не оказывает.

Нормативное воздействие осуществляется через экономические механизмы, через технологии проектирования и эксплуатации, через рыночные механизмы. Оно устанавливает основы взаимоотношений субъектов, участвующих в процессе добычи, производства, передачи, транспортировки, распределения, потребления энергоресурсов и утилизации отходов. Этими субъектами являются: органы государственной власти; производители энергоресурсов; потребители энергоресурсов; транспортно-сервисные компании; население; органы местного самоуправления; производители оборудования для добычи, производства, передачи и потребления энергоресурсов; средства массовой информации.

Нормативно-правовое стимулирование устанавливает:

границы разрешенного правового поля;

запрещенные способы, механизмы, технологии и акции.

На практике зачастую реализуются следующие формы нормативно-правового регулирования:

введение и исполнение обязательных и добровольных стандартов энергоэффективности;

осуществление сертификации продукции, услуг и технологических процессов по критерию энергоэффективности.

Главная роль стандартов энергоэффективности при эксплуатации зданий, электробытовых приборов и оборудования заключается в практическом закрытии потребительского рынка для зданий и моделей энергооборудования и приборов, не удовлетворяющих определенным нормативным параметрам энергоэффективности.

 Обязательные стандарты на электробытовое оборудование и приборы распространены пока не так широко, как для зданий, но в ряде стран эта мера уже оказывает влияние на динамику энергоемкости коммунально-бытового комплекса.

Сертификация в системе повышения энергетической эффективности пока только ищет свое место в нормативно-правовой сфере. Ее идеология проста – путем заранее оговоренных процедур установить соответствие представленных устройств, приборов, технологических процессов нормам и стандартам энергоэффективности.

К информационным мерам стимулирования энерго-ресурсосбережения следует отнести:

рекламные кампании, конкурсы, ярмарки, выставки, демонстрационные акции;

распространение передового опыта;

повышение квалификации персонала;

обучение;

публичная информация о позитивном или негативном опыте.

На начальном этапе вовлечения потребителей в реализацию энергосберегающих программ чрезвычайно важным является предоставление им максимально полной информации (включая примеры из имеющегося позитивного опыта) о том, какие объемы энергоресурсов, а, следовательно, и денежных средств могут быть сэкономлены ими; как осуществить это с минимальными затратами финансовых и временных ресурсов; какие льготы предоставляет государство энергопотребителям, реализующим энергосбережение.

В основном на это ориентированы рекламно-информационные кампании, пропагандирующие энергосберегающий стиль жизни, которые проводятся при значительной финансовой поддержке со стороны государства.

Больше всего стимулирует потребителя так называемая сравнительная информация, позволяющая ему оценить свое место по отношению к потребителю, более экономно расходующему топливно-энергетические ресурсы. Такой подход хорошо зарекомендовал себя во многих европейских странах при реализации правительственных программ по энергосбережению.

Влияние на потребителя информации об энергетических характеристиках того или иного электробытового оборудования, позволяющей оценить на длительную перспективу все финансовые выгоды от его приобретения, пока, к сожалению, весьма незначительно. Покупая холодильник, стиральную машину, сушильный агрегат или электрокамин, потребитель в любой стране мира, прежде всего, ориентируется на их цену (в последнее время также и на страну сборки), сопоставляя ее со своими сегодняшними финансовыми возможностями, т.е. подтверждает стойкую приверженность настоящему времени. Однако в совокупности с рекламно-информационными кампаниями в средствах массовой информации эта мера дает определенные позитивные результаты, о чем свидетельствует ее широкое распространение во многих странах Европы.

Финансово-экономические стимулы, естественно, являются наиболее надежным средством обеспечения энергосбережения. В первую очередь это относится к ценам на энергетические ресурсы и к тарифам по их поставке. С одной стороны, они должны покрывать затраты энергоснабжающих организаций по производству и транспортировке энергетических ресурсов потребителям в договорных количествах, стандартного качества при заданном уровне надежности, безопасности и экономичности.

С другой стороны, цены и тарифы призваны реально стимулировать энергосбережение, повышение эффективности использования энергоресурсов, снижение потерь. Очевидно, что экономические стимулы окажутся тем сильнее, чем большую долю в себестоимости будут иметь расходы на энергетику. Существенную стимулирующую роль совместно с тарифами играет применение системы скидок – надбавок. Скидка к тарифу поощряет потребителя энергоресурса дважды:

а) экономится плата за неиспользованную часть энергоресурсов;

б) потребленная часть энергоресурса оплачивается по более низкой цене, чем плановая, за счет скидки.

Естественно, установление скидки к тарифу для энергоэффективных потребителей может быть осуществлено лишь за счет увеличения платы по другим, неэффективным потребителям. Для них устанавливается надбавка к тарифу. Существенное значение имеет норматив, от которого отсчитывается скидка или надбавка. Норматив объективно должен отражать прогрессивный, но реально достижимый уровень энергопотребления на действующем энергетическом оборудовании.

Льготное налогообложение представляет собой мощное средство стимулирования энергосбережения, осуществляемое органами государственной власти. Потребитель энергоресурсов в этом случае получает налоговую льготу или налоговое освобождение на средства, инвестируемые в разработку и реализацию энергосберегающих проектов. Для снижения ставки налога фиксированная сумма инвестиций вычитается из налогооблагаемой базы или определенная часть суммы инвестиций вычитается непосредственно из подоходного налога. Так, например, в Германии владельцы индивидуальных зданий имеют право в течение 10 лет инвестировать 10 % суммы подоходного налога (до 40 тыс. марок на здание) в мероприятия по повышению их энергоэффективности. Этим достигается преимущественное финансирование энергосбережения. Реализуется один из приоритетов государственной политики.

Дифференцированное налогообложение, как более действенная мера стимулирования по отношению к льготам, является распространенным во всем мире стимулом. Воздействие на потребителей топливно-энергетических ресурсов для перевода их деятельности на энергосберегающий путь может быть как «поощряющим», так и «наказывающим».

К «наказывающим» мерам налоговой политики относится, в частности, установление высоких налогов на энергоресурсы. В результате потребительская цена энергоресурсов, включающая эти налоги, возрастает и в условиях рынка продукция становится неконкурентоспособной.

Финансовая поддержка государством энергосберегающих мероприятий потребителей в виде субсидий, грантов, ссуд широко практикуется во многих западных странах. Именно это стало наиболее распространенной мотивацией для осуществления мер по повышению энергоэффективности. Для реализации государственных программ поддержки во многих странах введены специальные критерии и приоритетные направления, которым должны соответствовать потребители, претендующие на получение бюджетных средств для реализации энергосберегающих проектов.

Предоставление льготных займов потребителям, проводящим энергосберегающие мероприятия (прежде всего, владельцам жилых зданий) практикуется во многих странах, что, несомненно, повышает доступность инвестиций для потенциальных получателей. В Германии, например, такие займы предоставляются по ставке на 3 % ниже рыночной.

Особенно дорого для тех категорий потребителей, которые в силу специфики своей деятельности не способны давать большой доход. Стоимость услуг экспертов в сочетании со стоимостью использованного новейшего оборудования и приборов может достичь нескольких сотен тысяч рублей. Не каждое предприятие может заплатить такие деньги только за то, чтобы узнать о резервах экономии энергии. В связи с этим финансовая поддержка государством (в основном в виде субсидий) предприятий оказывается просто необходимой. В некоторых странах Европы для повышения привлекательности программ энергосбережения осуществляется 100 % субсидирование энергетических обследований. Однако, во избежание неоправданных расходов бюджетных средств, в ряде стран объем субсидирования обследований снижен до 50–80% (в зависимости от финансового состояния, масштабов проекта и т. п.), поскольку нет гарантии того, что потребители в будущем осуществят рекомендованные мероприятия. Даже при ограниченных финансовых возможностях потребителя существует механизм компенсации средств, затраченных внешним инвестором на реализацию всего энергоэффективного проекта путем снижения уровня оплаты за использование энергоресурсов. Кроме того, по мнению многих специалистов, вложение собственных средств потребителя в проведение энергетического обследования будет дополнительным стимулом для скорейшего внедрения мероприятий по энергосбережению. Подобные же меры существуют в ряде стран для стимулирования специальных образовательных услуг в области энергосбережения. Специальное обучение проходит персонал предприятий, специалисты фирм, экономисты, население, государственные чиновники.

Реализация вышеуказанных проектов в России не так успешна из-за отсутствия достаточных финансовых средств в бюджете.

 



Рабочие часы

Понедельник с 9:00 - до 18:00
Вторник с 9:00 - до 18:00
Среда с 9:00 - до 18:00
Четверг с 9:00 - до 18:00
Пятница с 9:00 - до 18:00
Суббота Выходной день
Воскресенье Выходной день

Адрес: КБР, г.Нальчик
ул. Горького, 4
360051
Телефон:8 (8662) 40-93-82,
Факс:8 (8662) 40-83-18,
Электронная почта: gket@kbr.ru
Вы можете отправить нам письмо:
Обратная связь

Государственный комитет
Кабардино - балкарской республики
по энергетике, тарифам и жилищному надзору
Яндекс.Метрика